Нотариальная контора У.С. Новопашиной Нотариальная контора У.С. Новопашиной
Тел.: (8499)973-9123, (8499)972-1991. ICQ: 973744
Заказ услуг онлайн     Запись на прием онлайн     Контакты     Написать письмо
        
Наш адрес: Москва, улица Новослободская, д.14/19, стр.1, офис 4
Схема проезда...




Способы переоформления квартир.
Дарить? Продавать? Что делать или не делать…

Переход квартиры от одного собственника к другому - процедура довольно хлопотная. Нужно собрать ворох справок, заплатить налоги, нотариальные тарифы и регистрационные сборы. Неожиданно может выясниться, что из-за пары, вовремя не замеченных, нестыковок в документах, вы вообще не можете распорядиться квартирой, либо это может усложнить и затянуть весь процесс переоформления.

Каждая форма сделок по отчуждению недвижимости имеет свои достоинства и недостатки, и если правильно выбрать способ передачи недвижимости, можно не только избежать неприятных сюрпризов при совершении сделки, но и значительно снизить налоги.



Какие существуют способы переоформить квартиру из собственности одного человека в собственность другого?

Сделок, с помощью которых имущество переходит в собственность другого человека довольно много. Наиболее известны купля-продажа, мена, дарение, а также передача имущества по договору ренты. Реже заключается соглашение о разделе имущества между супругами и т.п. Для всех сделок с недвижимостью обязательна государственная регистрация, а для некоторых (например, рента) еще и нотариальное удостоверение.

Какие сделки сейчас наиболее «популярны», и с чем это связано?

Чаще всего сейчас нотариально удостоверяются договоры залога, соглашения о разделе имущества между супругами, договоры ренты.

Популярность залога объясняется неразвитостью системы государственного кредитования. Сегодня реально получить кредит можно лишь имея очень большие доходы и/или заложив имеющуюся недвижимость.
При разделе имущества между супругами, супруги предпочитают решать судьбу имущества заключая соглашение о его разделе имущества (несколько объектов) – так как при такой сделке взаимосвязано возникновение прав на имущество одного супруга моментом возникновения прав на имущество другого (больше гарантий).
При заключении договора ренты деньги за квартиру чаще всего не выплачиваются (безвозмездная передача), а рентные платежи выплачиваются частями – что, как правило, выгодно сторонам договора.

Существуют ли еще какие-либо способы минимизации расходов при совершении сделок?

Размер подлежащих расходов определяется в каждом конкретном случае и зависит от многих факторов: родственных отношений (как правило, размеры тарифов для близких родственников меньше – при наличии документа, подтверждающего родственную связь), социального статуса сторон (существуют льготы по уплате налогов для пенсионеров и инвалидов и т.д.), а также зависит от самой суммы сделки.
Но не стоит ради уменьшения налогообложения по совету знающих «специалистов» указывать в договоре не сумму, которая реально выплачивается сторонами, а оценочную стоимость имущества определенную органами технической инвентаризации. Вы заведомо подвергаете себя необоснованному риску. Затраты на возврат своих денег при расторжении договора или признании его недействительным могут быть гораздо выше расходов, налогов и сборов, которых вы так «умело» избежали.

Как снизить затраты на оформление передачи имущества?

Совершение практически любой сделки с недвижимостью состоит из нескольких стадий:
  • подготовка необходимых документов: справки, выписки, разрешения и пр.;

  • проверка так называемой «юридической чистоты» квартиры: правовая история квартиры, выяснение не нарушены ли права предыдущих собственников и пользователей квартиры и пр.;

  • подготовка проекта договора;

  • нотариальное удостоверение договора (если требует закон или по соглашению сторон);

  • государственная регистрация прав на имущество и сделки с ним.
Как правило, при совершении сделки люди обращаются к риэлторам, поручая им выполнение многих из вышеуказанных функций (сбор документов, проверку квартиры, подготовку проекта). Стоимость этих услуг довольно высока, но качество не всегда удовлетворительно. Кроме того, ответственности за свою работу риэлторы, как правило, не несут. Есть, конечно, грамотные риэлторы, как правило, юристы по образованию, или так сказать «юристы по опыту работы». Надо очень внимательно относиться к выбору такого специалиста (впрочем, к выбору специалистов надо относиться внимательно в любой сфере услуг).

Конечно, оформление квартиры обойдется дешевле, если Вы сначала проконсультируетесь у юристов о том, какие документы надо собрать, самостоятельно их соберете (что не так сложно, как об этом говорят), затем снова проконсультируетесь о том, все ли документы правильно оформлены и о том, как грамотно составить договор. Разовые консультации юриста будут стоить во много раз дешевле, чем «юридическое сопровождение» квартиры, за большие деньги, но без гарантий.

Если планируется нотариальное оформление сделки, то консультацию по условиям сделки может дать и нотариус. Он же может подготовить проект сделки, проверив при этом правильность всех имеющихся документов.

Часто задают вопрос: у кого выгоднее консультироваться у нотариуса или у юриста?

Во-первых, нотариус - это тоже юрист. Во-вторых, качество консультации не зависит от названия «нотариус», «адвокат», «риэлтор». Не доверяйте рекламе, не обращайтесь к первому попавшемуся по пути консультанту, посоветуйтесь с друзьями и знакомыми, которые уже совершали сделки. Выгоднее консультироваться у профессионалов.

Для кого может быть интересно безнотариальное оформления купли-продажи?

Без нотариуса обычно оформляются в собственность квартиры в новостройках, а также совершаются сделки между фирмами, имеющими собственных квалифицированных юристов, способных позаботиться об интересах своей компании.
Гражданам при заключении сделок, как правило, т.к. не имея специального образования сложно обезопасить себя от неприятностей, связанных с неправильным оформлением договора.
Нотариус обязан проверить все документы, права сторон на совершение сделки, а также разъяснить участникам сделки их права и обязанности, связанные со сделкой.
Еще одно преимущество состоит в том, что нотариус несет имущественную ответственность за удостоверенные им сделки. Если в силу недосмотра, либо умысла нотариус допустил ошибку (например, включил в договор условие противоречащее законодательству, не учел права несовершеннолетних на имущество и т.п.) и удостоверенная им сделка будет признана недействительной, пострадавший вправе потребовать чтобы возникший ущерб возместил нотариус.

О регистрации сделок и прав

Регистрация сделок, занимает, как правило, один месяц. За это время регистраторы проверяют подлинность документов, правильность оформления сделки, полномочия сторон и другое.
Как было бы выгодно всем участникам нотариально удостоверенной сделки (уже! тщательно проверенной! лицензируемым специалистом-нотариусом) чтобы срок регистрации нотариально удостоверенных сделок, не превышал хотя бы 14 дней! Но пока законодатель такое решение не принял. Будем надеяться.

Какие сделки наиболее просты в оформлении?

Это зависит не от формы сделки, а от ряда условий и причин. К примеру, если участники сделки состоят в браке, то требуется согласие супруга (супруги) на сделку. Если отчуждаемое имущество было получено в дар либо унаследовано, то в ряде случаев необходима дополнительная справка из налоговых органов об уплате налога на наследство, дарение. При продаже комнаты в коммунальной квартире необходимо соблюсти требования законодательства о праве преимущественной покупки. Если собственником недвижимости является несовершеннолетний, для оформления сделки необходимо получить разрешение (согласие) органа опеки и попечительства.

Основными документами, необходимыми для оформления сделки отчуждения недвижимого имущество являются:

1. Правоустанавливающие документы (Договор передачи в собственность, Свидетельство о праве собственности на жилище, Свидетельство о праве на наследство, Договор купли - продажи, Договор дарения и т.д.)
2. Выписка из реестра зарегистрированных прав о регистрации прав на недвижимое имущество, об отсутствии арестов и запрещений - из органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Справка Бюро технической инвентаризации о стоимости недвижимого имущества (в ряде случаев).
4. Выписка из домовой книги о проживающих лицах.
5. Паспорта участников сделки.

В ряде случаев (согласно действующему законодательству, либо для выяснения правовой ситуации по сделке), требуются дополнительные документы, к примеру:
  • документы об уплате налогов на недвижимость по дарению, по наследству;

  • документы о согласии органов опеки и попечительства на сделку;

  • Брачный договор;

  • Соглашение о разделе имущества между супругами;

  • документы об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам;

  • Свидетельства о рождении (для применения льгот);

  • Справка из жилищных органов об отсутствии задолженностей в отношении отчуждаемого имущества;

  • прочее.
Для регистрации прав и сделок дополнительно в регистрационных органах требуются еще ряд документов, в т.ч.:
  • кадастровый паспорт;

  • экспликация;

  • Заявление участников сделки о регистрации сделки и прав (заполняется при регистрации).
Часто задают вопрос: какие формы сделок Вы можете порекомендовать применять (дарение, продажу, завещание)?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа.
Следует учесть ряд моментов. Назову некоторые из них.
При составлении завещательного распоряжения предполагаемый будущий собственник, во-первых, несет риск отмены завещания, во-вторых, у него в перспективе - расходы на оформление наследственных прав (нотариальная пошлина, регистрационные сборы в регистрационных органах), - т.е. достаточно сложный процесс вступления в права наследника.
При передаче имущества в дар следует помнить что дарение - сделка безусловная, и лицо, передающее в собственность недвижимость по договору дарения, может лишиться прав пользования отчуждаемой квартирой.
При передаче имущества по договору купли-продажи покупателю, в ряде случаев, придется платить налог с полученного от реализации имущества дохода. Нельзя также забывать, что если покупатель состоит в браке, то приобретенная квартира является не только собственностью того супруга (супруги), на имя которого оформлен договор и зарегистрировано право, при этом приобретенная недвижимость является общим имуществом супругов в равных долях, за исключением, если супруги не заключили, к примеру, брачный договор об иных имущественных взаимоотношениях.
При оформлении такого популярного в последнее время договора как договор ренты возникают другие вопросы. Собственник квартиры, передающий квартиру по такому договору при жизни, может гарантировано получать услуги и деньги, а также, в некоторых случаях, диктовать условия новым собственникам. Для пожилых людей - это самый надежный вариант. По крайней мере, они могут быть уверены, что новые собственники их не выгонят из дома. К сожалению, в некоторых ситуациях страдать приходится новым приобретателям. Например, если в договоре ренты обязанности по содержанию прописаны в общих фразах, например, «услуги по оказанию помощи и уходу», то рентополучатель может заявить, что данные обязательства рентоплателыцик не выполнял вовсе, либо выполнял некачественно, а в случае неисполнение обязательств по договору, рентополучатель имеет возможность расторгнуть договор в судебном порядке. В результате придется доказывать в суде, что обязательства по предоставлению указанных в договоре услуг исполнялись в соответствии с условиями договора, качественно. Функция нотариуса заключается в обеспечении интересов обеих сторон и, поэтому, при удостоверении подобных сделок, разъясняя смысл и последствия предлагаемых сторонами условий сделки, мы стараемся предупредить возникновение подобных ситуаций, четко прописывая в договоре обязанности сторон.

Это только некоторые моменты, которые следует учесть при выборе той или иной формы сделки. Однозначные рекомендации как лучше, выгоднее оформить передачу имущества дать невозможно, выбор сложен и зависит от индивидуальных особенностей сделки и сторон.

Нотариальная контора У.С. Новопашиной
Нотариальная контора У.С. Новопашиной
Нотариальная контора У.С. Новопашиной